Исследование Луны
В 1960-х была «космическая гонка» между СССР и США, и это привело к тому, что много ресурсов было выделено на исследования Луны. СССР провел множество успешных миссий. В 1959 году аппарат Луна-3 собрал первые фотографии Луны, показывающие ее обратную сторону, которая не видна с Земли из-за приливного захвата, в 1966 году Луна-9 стал первым космическим кораблем, приземлившимся на Луне, а также в 1966 году Луна-10 стал первым космическим аппаратом, который вышел на орбиту Луны.
Космические аппараты, исследовавшие Луну
Луна-2
«Луна-2» — первая советская автоматическая межпланетная станция (АМС), первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.
9 сентября 1959 года предпринята попытка запуска автоматической станции «Луна-2» в сторону Луны. Сработавшая автоматика остановила подготовку ракеты-носителя Восток-Л к запуску. Ракета-носитель была снята со стартового стола и отправлена на техническую позицию.
12 сентября 1959 года в 10:39:42 по МСК осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-Л», которая вывела на траекторию полета к Луне АМС «Луна-2». Это была траектория сближения без использования старта с орбиты.
14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик.
Луна-3
«Луна-3» — советская автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. В ходе полёта были впервые получены изображения обратной стороны Луны.
Космический аппарат был запущен 4 октября 1959 года ракетой-носителем «Восток-Л» и впервые в мире сфотографировал невидимую с Земли сторону Луны. Также во время полёта впервые в мире был на практике осуществлён гравитационный манёвр.
Несмотря на плохое качество, полученные снимки обеспечили Советскому Союзу приоритет в наименовании объектов на поверхности Луны, на карте появились кратеры Джордано Бруно, Жюль Верн, Герц, Курчатов, Лобачевский, Максвелл, Менделеев, Пастер, Попов, Склодовская-Кюри, Цзу Чун-Чжи и Эдисон, лунное Море Москвы. В очередной раз было продемонстрировано первенство СССР в космической гонке.
Луна-10
«Луна-10» — советская межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства.
31 марта 1966 года в 13:46:59 мск с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя Молния-М, которая вывела на траекторию полета к Луне АМС «Луна-10».
3 апреля 1966 года станция «Луна-10» впервые в мире вышла на орбиту вокруг Луны. 29 мая 1966 года АМС «Луна-10» упала на поверхность Луны.
Космический аппарат был предназначен для вывода на орбиту искусственного спутника Луны и проведения исследований Луны и окололунного пространства. Он состоял из перелётной ступени, осуществлявшей коррекцию траектории и переход с неё на окололунную орбиту, и отделяемого спутника Луны. Перелётная ступень была унифицирована со станциями Луна-4…Луна-9, а, поскольку для выхода на орбиту ИСЛ требуется меньшее изменение скорости, то масса спутника была заметно больше массы АЛС Луна-9 и составляла около 250 кг. Полная масса станции во время перелёта Земля-Луна — около полутора тонн.
Луна-16
«Луна-16» — советская автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства.
Автоматический космический комплекс по доставке грунта с Луны состоял из:
- *посадочной платформы;
- *возвратной ракеты;
- *возвращаемого аппарата.
Посадочная платформа была унифицирована для всех станций серии Е-8, к ним относилось три типа: Е-8-5, Е-8М и Е-8С. Станции Е-8С («Луна-19» и «Луна-22») были спутниками Луны, и посадки не совершали. Е-8-5, к которым относилась и «Луна-16», предназначались для доставки на Землю лунного грунта, а Е-8М — для доставки на Луну самоходного аппарата «Луноход». Из-за жёсткого лимита возвращаемой массы невозможно было оснастить возвратную ракету полноценной системой управления, поэтому в качестве района посадки на Луну станций Е-8-5 выбирались места в пределах такой области Луны, где начальная часть траектории возвращения совпадала с местной лунной вертикалью. Это позволяло радикально упростить систему управления и даже избежать коррекций траектории на трассе перелёта Луна — Земля.
Луноходы
Луноход-1
«Лунохо́д-1» — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тел.
Предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.
Масса планетохода составила 756 кг, длина с открытой солнечной батареей — 4,42 м, ширина — 2,15 м, высота — 1,92 м. Диаметр колёс — 510 мм, ширина — 200 мм, колёсная база — 1700 мм, ширина колеи — 1600 мм.
Доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года советской межпланетной станцией «Луна-17» и проработал на её поверхности до 14 сентября 1971 года (в этот день был проведён последний успешный сеанс связи с аппаратом).
Луноход-2
«Лунохо́д-2» — второй из серии советских лунных дистанционно-управляемых самоходных аппаратов-планетоходов «Луноход».
Был предназначен для изучения механических свойств лунной поверхности, фотосъёмки и телесъёмки Луны, проведения экспериментов с наземным лазерным дальномером, наблюдений за солнечным излучением и прочих исследований.
В ходе работы аппарата «Луноход-2» был поставлен ряд рекордов: рекорд по продолжительности активного существования, по массе самодвижущегося аппарата и по пройденному расстоянию (согласно одометрии, ранее эту дистанцию оценивали в 37 км, но учёные из МИИГАиК, изучая снимки LRO, вычислили, что она равна 42,1—42,2 км), а также по скорости движения и продолжительности активных действий.
Луноход-3 (не запущен)
«Луноход-3» — советская машина из серии «Луноход», третий лунный самоходный аппарат (планетоход). Луноход планировалось доставить на Луну в 1977 году при помощи межпланетной станции «Луна-25», но запуск так и не состоялся.
В 1975 году в КБ МЗЛ был изготовлен очередной луноход — 8ЕЛ № 205 («Луноход-3»). Запуск станции Е8 № 205 планировался на 1977 год под названием «Луна-25».
«Луноход-3» так и не был отправлен на Луну. Ракета 8К82К стала активно использоваться для вывода на стационарную орбиту советских спутников связи, и носителя для пуска «Луны-25» не нашлось.
«Луноход-3» был передан в музей НПО имени С. А. Лавочкина, где находится по настоящее время.