Главная  →  Землякам-вологжанам посвящается

Землякам-вологжанам посвящается

Сергей Владимирович Ильюшин

Сергей Владимирович Ильюшин родился 30 марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии в семье крестьянина Владимира Ивановича Ильюшина и Анны Васильевны.

Летом 1917 года Сергей Владимирович окончил Всероссийский императорский аэроклуб. Работал заведующим отделом промышленности Вологодского совета народного хозяйства.

В 1923 году С. В. Ильюшин спроектировал свой первый планёр «Мастяжарт». Принял участие в Первом Всесоюзном слёте планеристов в Коктебеле.

С 1931 года по 1933 года Сергей Владимирович возглавлял конструкторское бюро ЦАГИ. По предложения Ильюшина было образованно Центральное конструкторское бюро (ЦКБ)

Ил-2 - Советский Штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч экземпляров.

Ил-4 - двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны. Дальнейшее развитие ДБ-3, с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем, крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси.

Ил-10 - советский штурмовик конструкции КБ Ильюшина заключительного периода Великой Отечественной войны, создан в 1944 году путём глубокой модернизации самолёта Ил-2. Первый полёт состоялся 18 апреля 1944 года.

Ил-62. Первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт. Относится к категории реактивных пассажирских самолётов «второго поколения». Первый полёт совершил в 1963 году. В эксплуатации с 1967 года.

Скончался Сергей Владимирович Ильюшин 9 февраля 1977 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина — одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Находится в Москве (бывший завод № 240).












Летчики-вологжане - Герои Советского Союза

Александр Фёдорович Клубов

Клубов Александр Федорович родился в 1918 году в деревне Еруново Кубено-Озерского района Вологодской области в бедной крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1943 года.

До призыва в Советскую Армию работал токарем на Ленинградском карбюраторном заводе.

В 1939 году стал курсантом военно-авиационной школы. В годы Великой Отечественной войны принимал активное участие в боях с врагом на многих фронтах. Под Моздоком в воздушном бою сбил «юнкерс», а затем, спасая командира, зажег фашистский истребитель, хотя сам получил ранение. Особенно отличился в небе Кубани весной 1943 года в полку, которым командовал А.И. Покрышкин.

В одном из боев четверка истребителей, ведомая Клубовым, встретила 40 вражеских бомбардировщиков в сопровождении 12 истребителей. Герои-летчики вступили в неравный бой.

Умело маневрируя, Клубов прорвался через заслон истребителей противника и сбил два бомбардировщика, один из них флагманский. Вторая пара из группы Клубова также уничтожила два «юнкерса», что окончательно расстроило боевой порядок вражеской группы. В этом же бою Клубов лично сбил четыре истребителя, пятый «мессершмитт» вогнали в землю его товарищи.

13 апреля 1944 года Александр Клубов был удостоен звания Героя Советского Союза. Это за 310 успешных боевых вылетов, участие в 50 воздушных боях, за 14 лично сбитых самолетов и за 19 – в составе группы.

Командуя эскадрильей, Клубов принимал участие в освобождении Украины, сражался с фашистами в небе под Кишиневом и Яссами, над Днестром, затем – над Вислой. Он много раз летал на боевые задания вместе со своим прославленным командиром А.И. Покрышкиным, который считал Клубова одним из лучших своих учеников.

Сражаясь на 1, 2 и 4-м Украинских фронтах, Александр Клубов совершил еще 147 успешных боевых вылетов и принял участие в 39 воздушных боях, в которых лично сбил 17 самолетов противника.

На прифронтовом аэродроме под Львовом в ноябре 1944 года во время облета новой машины Александр Федорович Клубов трагически погиб.

27 июня 1945 года он был награжден второй медалью «Золотая Звезда» (посмертно).

Иван Васильевич Стружкин

Стружкин Иван Васильевич, лётчик, Герой Советского Союза, родился в д. Улкино Володинского с/с. Бабаевского района Вологодской области в семье крестьянина. Начальное образование получил в Улкинской школе, а семилетнее - в Бабаевской железнодорожной школе № 25. В 1930-1934 годах учился в Ленинградском мелиоративно-строительном техникуме. После окончания техникума работал в городе Иваново гидротехником.

В сентябре 1935 года он был призван в Красную Армию и направлен в летную школу. В 1937 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол в 1939 году, где совершил 12 боевых вылетов. За успешное выполнение заданий был награжден орденом Красного Знамени. Затем воевал в финскую кампанию 1939-1940 годов.

В боях Великой Отечественной войны участвовал с июня 1941 года. Воевал на Северо-Западном фронте. Был ранен. Зимой 1942 года принял участие в испытаниях пикирующего бомбардировщика Пе-2, который был оборудован лыжами для взлета в зимних условиях.

Как наиболее опытный пилот на самолете Пе-2 чаще всего выполнял задания по воздушной разведке противника. Вскоре стал одним из лучших разведчиков Северо-Западного фронта. Именно старший лейтенант Стружкин сумел обнаружить и сфотографировать аэродром противника принимающий транспортные самолеты в Демянском котле. Гитлеровцы не убирали ранее разбитые машины, имитируя бездействие аэродрома, и только по фотографиям, доставленным Стружкиным, удалось определить истину. После налета нашей авиации аэродром окончательно прекратил свою деятельность.

К февралю 1942 года старший лейтенант Стружкин совершил 123 боевых вылета на разведку и уничтожение живой силы и боевой техники противника. Последний боевой вылет капитан Стружкин совершил 6 апреля 1942 года. При выполнении боевого задания самолет Пе-2 был атакован тремя самолетами противника, идентифицированными как "Ме-115". В результате атаки летчик - зам. командира аэ капитан И.В. Стружкин - получил пулевое ранение и ожоги лица, после чего выпрыгнул с горящего самолета на парашюте. Вероятно, подвесная система парашюта была перебита, и летчик разбился. Его тело найдено в районе д. Русская Болотница. Место падения самолета не найдено. Неизвестна судьба остальных членов экипажа: стрелка-бомбардира лейтенанта А.П.Зеленина и стрелка-радиста ст. сержанта А.А.Варавенко.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Стружкину Ивану Васильевичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Имя Героя в настоящее время носят улицы в городе Бабаево и поселке Лычково.

Игорь Александрович Каберов

Каберов Игорь Александрович родился 25 Апреля 1917 года в деревне Никулинское, ныне Вологодского района Вологодской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов. В 1933 году получил специальность помощника машиниста, окончив школу ФЗУ в городе Вологде. Работал слесарем на Вологодском вагоноремонтном заводе. Окончил Коктебельскую лётную школу Осоавиахима в 1938 году. Работал лётчиком - инструктором в Новгородском аэроклубе. С 1939 года служил в ВМФ, год спустя окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

С Июня 1941 года Лейтенант И. А. Каберов на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 5-го ИАП (3-го Гвардейского ИАП) КБФ защищал Ленинград.

К Ноябрю 1942 года заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота) Гвардии капитан И. А. Каберов произвёл 397 боевых вылетов. В 92 воздушных боях сбил лично 8 самолётов противника и 18 в группе с товарищами.

24 Июня 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 476 боевых вылетов. Проведя 92 воздушных боя, уничтожил 28 самолётов противника лично и в составе группы.

После войны продолжал службу в авиации ВМФ. В 1952 году окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию. С 1960 года Гвардии полковник И. А. Каберов - в запасе. Жил в Новгороде. Сначала работал на одном из заводов, затем - начальником Новгородского аэропорта, ещё позже - начальником областного авиаспортклуба. Автор книги воспоминаний "В прицеле - свастика". Умер 2 Октября 1995 года.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями.

Михаил Петрович Жуков

Жуков Михаил Петрович родился 10 Ноября 1917 года в деревне Ружбово, ныне Череповецкого района Вологодской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, школу ФЗУ в Ярославле. Работал электромонтёром в Череповце. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Участвовал в обороне Ленинграда.

29 Июня 1941 года лётчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) Младший лейтенант М. П. Жуков в воздушном бою над озером Псковское, исчерпав весь боезапас, таранным ударом сбил бомбардировщик противника. Совершил посадку на своём аэродроме.

8 Июля 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, в числе первых воинов этой войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

12 Января 1943 года погиб в воздушном бою.

Награждён орденами: Ленина, Отечественной войны 1-й степени.

Бюст Героя установлен в Ярославле, мемориальная доска в селе Шухободь Череповецкого района Вологодской области. Его имя носит улица в городе Череповец.

О других героях разместим позднее