Главная  → Самолёты Великой Отечественной войны и их конструкторы

Самолёты Великой Отечественной войны и их конструкторы

Николай Николаевич Поликарпов

Николай Николаевич Поликарпов родился в селе Георгиевское Орловской губернии 10 июня 1892 г. С 1918-1929 г. под руководством Поликарпова было построено и запущено в серийное производство не менее десяти типов самолетов, включая знаменитый У-2. В 1929 г. был арестован. В декабре ему разрешили организовать КБ в узилище Бутырской тюрьмы. Здесь совместно с Д. П. Григоровичем он разработал истребитель И-5. В 30-е годы в СССР Поликарпова величали «Королем истребителей». Поликарпов трудился не взирая на все удары судьбы. Скончался Николай Николаевич 30 июля 1944 г. После ряда преобразований наследником поста Поликарпова во главе КБ в 1953 г. стал Павел Осипович Сухой. КБ Сухого достойно продолжило славные традиции - делать лучшие в мире истребители. Дух короля истребителей жив, хотя его КБ носит сегодня совсем другое название.

У-2 или По-2 «Мул» - многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов в мире. С началом Великой Отечественной, имевшиеся стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. У-2 широко применялись для так называемых «беспокоящих налётов» по ночам на прифронтовые расположения войск противника.

И-16 - Советскийодномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов. Созданный в Опытном конструкторском бюро Николая Поликарпова. Первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся в полете шасси.


Павел Осипович Сухой

Су-2

Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в с. «Родина». Закончил гомельскую гимназию. После окончания МВТУ в 1925 г. работал в КБ А. Н. Туполева. В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 и АНТ-37бис. Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. Под его руководством разработан истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука и другие самолёты. Разработал более 50 конструкций самолётов. Жил и работал в Москве. Скончался 15 сентября 1975 года.

Су-2 - советский легкий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Также использовали в качестве артиллерийского корректировщика во второй половине Великой Отечественной войны. Для увеличения скорости полета бомбы помещались на внутренней подвеске внутри фюзеляжа. На Су-2 был совершён единственный известный случай воздушного тарана, совершённого женщиной, —2 сентября 1941 года Екатерина Зеленко на своём Су-2 сбила тараном немецкий истребитель Me-109 лётчица при этом погибла.

Су-12 — советский экспериментальный двухмоторный разведчик-корректировщик артиллерийского огня. Самолет Су-12 может быть использован и для буксировки конусов при обучении стрельбе зенитной артиллерии, а также может быть использован как учебный бомбардировщик для подготовки кадров ВВС.


Александр Сергеевич Яковлев

Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта 1906 года, в городе Москва, в семье служащего. Cоветский авиаконструктор, генерал-полковник авиации (1946), академик АН СССР (1976). Дважды Герой Социалистического Труда, десятикратный кавалер ордена Ленина. Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1934 самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тыс. самолётов «Як». Они получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом.

На самолётах Яковлева установлено 74 мировых рекорда. Имя Яковлева носит Московский машиностроительный завод "Скорость“. Скончался 22 августа 1989 года.

Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель.. Производился с 1944 по 1945 год, всего было построено 4848 самолётов. Признан лучшим истребителем для малых высот во Второй мировой войне. По окончании войны французские лётчики полка Нормандия-Неман на 41 истребителе Як-3, переданных в дар, вылетели во Францию. Эти самолёты стояли на вооружении Франции до 1956 года.

Як-42 — Одна из немногих машин Аэрофлота, которая в рекламе не нуждалась. На Як-42 установлено девять мировых рекордов. К серийному производству приступили Смоленский, а затем и Саратовский заводы. Первый полет с пассажирами Як-42 совершил 22 декабря 1980 года.




Артём Иванович Микоян

МиГ-3

Родился 5 августа 1905 в с. Санаин Бочалинского уезда Тифлисской губернии. В 1931-1936 - после службы в Красной Армии учился в Военно-воздушной академии РККА имени Н.Е. Жуковского. В академии Микоян с группой однокурсников создал свою первую конструкцию - авиетку «Октябрёнок» (1936). В 1940 - под его руководством (совместно с М.И. Гуревичем) были созданы истребитель МиГ-1 и его модификация МиГ-3. Микоян один из пионеров реактивной авиации в СССР. После войны он разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолёты. На самолётах, разработанных под руководством Микояна, установлено 55 мировых рекордов. Микоян создал свою школу в самолётостроении, воспитал много высококвалифицированных конструкторов. Умер 9 декабря 1970.

МиГ-3 — советский высотный истребитель времён Второй мировой войны. В годы Великой Отечественной войны МиГ-3 использовался в различных вариантах. Его основные качества — большой потолок (12 тыс. м) и скорость на высотах более 5 тыс. м позволяли нашим лётчикам успешно вести бои с вражескими бомбардировщиками и разведчиками.

МиГ-15 - советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира.




Андрей Николаевич Туполев
в стадии разработки